Мексика-2007
Mexico-2007
Путевые заметки
02.200703.2007



1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728






1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
02.03.2007 Паленке - Мексиканский залив - Мерида                     

Вечером переставил будильник на пораньше, специально, чтобы успеть искупаться до завтрака. Жена лезть в воду не хочет, ей прохладно, но идёт посмотреть. При подходе к речке выясняются две вещи. 1. Купание платное, правда, постояльцам отеля скидка. Но в 6:30 утра желающих собирать деньги не наблюдается, да и калитка не заперта. 2. То, что вчера при свете фонаря казалось песчаным дном, оказалось голым камнем. Очень гладким. И совсем не скользким. Получается, что весь бассейн – монолитная каменная ванна. Её глубина, говорят, около 9 метров, я не проверял. Небольшая речушка, вытекая, образует весьма живописные перекатики. Вода прохладная, приятная. Правда, много мусора. Естественного, не бытового. Сама вода чистая, но на поверхности плавают листья, веточки и прочее. Фанат купания я не один, постепенно просыпаясь, наши подтягиваются. Но хорошего понемножку. График! Пора на завтрак.

Завтракаем на террасе, выходящей на каменную чашу. Шведский стол. Удивительно вкусный сок. Естественно, пей, сколько хочешь. Не сразу понимаем, что он свежевыжатый грейпфрутовый. После первого удивления вспоминаем, как по дороге спотыкались об упавшие с деревьев грейпфруты, и всё становится понятным.

Паленке. Город индейцев майя. Построен на холме, но это не горы, всё заросло джунглями, Кортес город не заметил и прошёл мимо. Сейчас его расчистили, но не весь. Часть уж совсем разрушенных строений остаётся в окружении деревьев. Но это мы увидим в конце, а пока поднимаемся к большой площади. Посередине растёт красное дерево, его индейцы считали священным. Впереди три здания. Самое правое из них без названия, наверху большой барельеф с изображением черепа. В центре – гробница Красной королевы. Под крытым листвой навесом вход внутрь. Фактически это первое индейское здание, куда мы входим. В полутьме видны то ли кельи, то ли склепы. Есть ложе для медитаций. Следующее (левое) здание – так называемый храм Надписей. Из храма на его вершине идёт узкий ход практически на уровень земли, и там, в глубине, цельный многотонный каменный саркофаг Императора Пакаля. Тут очередная загадка. Лаз узкий, сооружение высокое, и как смогли затащить внутрь сам саркофаг весом 20 тонн! Тут ещё можно предположить, что храм построили вокруг саркофага, а вот как они смогли положить внутрь тело и закрыть крышку!.. Вес её около 2 тонн, и на ней странное изображение. Пакаль лежит (сидит?) не нечто, напоминающем кресло космического корабля. Картина эта сейчас так и называется «Космонавт». Оригинала мы, конечно, не видели. Он там, в глубине, внутри. Копию показывали в Антропологическом музее Мехико. Храмом Надписей он называется из-за обилия барельефов с текстами. Тексты, конечно, на языке майя. При захвате Мексики испанцы нашли много книг. Бумагой служили плёнки с листьев кактусов, как нам показывали в Теотиуакане. Конкистадоры решили, что книги это бесовские, и всё пожгли. Осталось всего 3 книги с отрывками. Но много барельефов. Было известно, что это надписи, но было совершенно непонятно, как их читать. Один из испанских монахов XVIII века в своём труде оставил «алфавит» майя из 27 «букв», который использовать не получилось, что ещё более запутало ситуацию. Расшифровал иероглифы наш учёный Ю.Кнорозов. Он понял, что иероглифы обозначали не звуки, а дифтонги, а алфавит того монаха был, понятно, далеко не полным, а «выжимкой». Но дифтонги – это мало. Нужно было понять, на каком языке был написан текст. Если бы на русском языке мы писали бы так же, слово «молоко» могло быть записано иероглифами, например, «МОре», «ЛОкоть» и «КОт». Ясно, что если мы эти картинки прочтём по-английски, слово будет звучать совсем иначе. Кнорозов нашёл этот язык и сумел прочесть иероглифы.

Под прямым углом к этим трём строениям стоит дворец императора Пакаля. Очень интересная архитектура. Приходится, правда, сначала вскарабкиваться по узким ступеням вверх. Наверху – площадка, на которой стоит дворец, башня и ещё ряд построек. Вокруг дворца идёт крытая галерея, со сводчатым каменным потолком. Свод высокий, остроконечный. В принципе, чудо инженерной мысли. По современным расчётам выходит, что ширина прохода – максимальная, если бы она была хоть чуть больше, давление свода на стены разрушило бы строение. В стенах дырки странной формы. Иногда в виде буквы «Т», а иногда в форме креста «+». Утверждается, что это не символы, а просто вентиляция. Хотя мне Т-образное отверстие в стене очень напомнило бойницу. Но историкам виднее? Помимо вентиляции есть канализация. Тут уж точно, другого объяснения быть не может. Унитаз он и в Паленке унитаз. В самом дворце много закоулков, переходов, залов. Известный барельеф – коронация императора Пакаля. Коронует его мать, вступил он на престол подростком и прожил больше 80 лет. Для тех времён – уникальный долгожитель.

В свободное время идём на пирамиды за дворцом. То есть это не вполне пирамиды. Высокое сооружение пирамидальной формы с храмиком наверху. То, на что я залез, называется «Храм Креста». Крест – естественно, не христианский, а по форме вентиляционных отверстий. Хорошо, что я тренировался в Москве, всегда, когда была возможность, в метро поднимался по эскалатору ножками. Ступеньки здесь высокие, узкие, и их много. Тем более удивительно, что на самом верху лежит игуана и греется на солнышке. А вид отсюда интересный. Виден и дворец Пакаля, и те три здания на площади, и безымянные постройки на переднем плане. Бегая, успеваем купить сувенир дочери. Старичок продаёт орлиные перья, большие, длиной сантиметров по 20, на которых явно вручную нарисованы орлы же. Очень красиво, стильно и необычно. Сколько ни ломаем дедулю, ниже 80 песо не падает. Начинали со 120. Дед из вредности очень долго ходит за сдачей, мелочи у него нет. Может, ждёт, что мы уйдём так? Не на таких напал! Стоим, как скала! Точнее, две скалы. Да, перо дочери очень понравилось.

Как обычно, работаем в состоянии цейтнота. Время сбора жестко оговорено. И место. Марина назначила встречу снаружи, у входа. Но потом будем опять входить и окончательно выходить совсем в другом месте, нас там ждёт автобус. Отпрашиваюсь под предлогом, что мне лень манипулировать с видеокамерой. По идее, за неё надо было опять платить, но по Марининому же совету все заплатили один раз в музее Мехико, а теперь прячем при входе по сумкам. Марина ноет «как же я вас всех там посчитаю!», но идёт на компромисс: жена выйдет и при пересчете поднимет две руки. Они уходят, а у меня есть 15 минут. Ищу точки и делаю кадры «строения сквозь джунгли». Ну и просто хорошо никуда не бежать, стоять в тепле среди буйства зелени и любоваться.

Мы действительно идём совсем в другую сторону от Дворца. Узкая тропинка спускается серпантином, вьётся между совсем уж развалин, от многих построек остались практически фундаменты. Повсюду растут большие деревья, прорастая корнями через камни. Всё это очень напоминает Камбоджу, Ангкор. Город в джунглях. Если поставить рядом две фотографии, не зная, сразу не скажешь, где Мексика, а где Камбоджа (она слева). Архитектура, кстати, не совсем разная. По высоким узким лесенкам на самый верх зданий мы тогда налазились всласть.

Тропинка идёт вдоль реки Отулум, и выводит нас к небольшому прудику. Через речку перекинут подвесной мост. Устроен просто: два каната протянуты с берега на берег, к ним подвязан деревянный настил. С мостика открывается вид на каскад водопадов. Народ фотографирует, но интересно, получилось ли хоть у кого-то хоть что-нибудь. Мостик мотает из стороны в сторону, и все фото, сделанные моей женой, оказались размытыми. Меня спасла моя неорганизованность. Мало того, что, снимая по дороге развалины, я отстал и прибежал к водопадам последним, так я ещё начал съёмку с видео. Когда закончил, все стали уже уходить, и жена оставила фотоаппарат мне. Оставшись один, я дождался, пока мостик успокоится, и спокойно снял не просто водопад, а сделал панораму 3х2. Забавно, что когда я закончил снимать, увидел двух полицейских, которые стояли у входа на мостик и терпеливо ждали, пока я насыщусь. Когда мы пошли навстречу друг другу, мостик уверенно закачался. Я от чистого сердца сказал им «Мучос грасиас, амигос!» Поулыбались, разошлись.

Я быстро бегаю, даже по жаре, поэтому не опоздал. По крайней мере, был не последний. Культурная программа на сегодня закончена, нам предстоит очередной многокилометровый бросок до Мериды. Но по времени это не так страшно: равнина, серпантина нет, можно ехать быстро. Проезжаем город Паленке. Как такового города вообще-то нет, есть несколько разрозненных фрагментов, между ними джунгли. Смотреть в нём нечего, разве что памятник Пакалю. Огромная белая голова посередине цветника на площади с круговым движением.

В дороге нас поджидало некое приключение. Когда пару дней назад мы ехали по панамериканскому шоссе, нам попадались кордоны, примерно как на въезде в Москву. Только не полицейские, а военные. Гид объяснила, что на этих кордонах ловят нелегальных иммигрантов, которые стремятся проникнуть из стран Центральной Америки даже не столько в Мексику, сколько в США. Их отлавливают и возвращают обратно. На нас, едущих в обратную сторону на крутом автобусе, никто внимания не обращал. И вот едем мы по северному берегу полуострова Юкатан, как вдруг впереди возникает вооружённый автоматом чувак и машет нам остановиться. Здесь площадка, стоит военная машина и примерно взвод солдатиков. Марина хватает микрофон, и тон её из обычно расслаблено-весёлого становится резким и напряжённым: «Всем внимание! Нас останавливают для проверки. Не сопротивляться. Выполнять все указания. Никакой ни фото, ни видеосъёмки! Кто вдвоём – один остаётся в автобусе, второй выходит. Будут просматривать вещи в багаже и в салоне. На чей чемодан покажут, открывайте. ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА РУКАМИ!!! Не вмешивайтесь, но демонстративно контролируйте! Чтобы ничего не стащили или, что ещё хуже, не подбросили!» Жена остаётся, я выхожу. Багажный отсек уже открыт, солдатик с умным видом выбирает кандидатов. Указывает на 6-7 чемоданов, тут же стоят столы, на них взгромождают багаж, хозяева подходят, открывают и, следуя указаниям Марины, пялятся на руки. Некоторые даже инстинктивно выворачивают шею. Наш не выбрали. Стою, жду. Вроде всё в порядке. Нет, подходит ещё раз и выбирает следующие. В том числе и нашу сумку. Хорошо, не чемодан. Открываю сумку, и глаза проверяющего радостно загораются. Мне, как всегда, везёт. Он среагировал на фотоштатив, который лежит у меня в чехле. Показывает пальцем «открой». Я тяну молнию и показываю самый обычный штатив. Глаза гаснут, он несколько даже обижено показывает мне «закрывай» и тут же говорит Марине «всё, проверка закончена», что она с радостью нам переводит. Как я потом выяснил, я был единственным, у кого потребовали что-то из багажа достать и вскрыть. Вроде бы ничего неприятного эта проверка не принесла, но неприятный осадок остался. Правда, закончилось всё на мажорной ноте. Как обычно бывает в дальних маршрутах, вместе едут несколько автобусов от разных фирм и из разных стран. Делить вроде нечего – живём в разных отелях, едим в разных ресторанах, разве что на объектах пересекаемся. Но возникает конкуренция – кто первый приедет. Ехали мы так с французами. На выезде мы их обогнали, а тут встали. И вот их автобус появился. Проезжает мимо, и вдруг солдатик метнулся и поднял палку. И их остановили! Наши заулыбались. Особенно когда поняли, что, пока нас не досмотрят, французы будут стоять и терпеливо ждать. Всё, можно ехать.

Едем уже несколько часов, и вдруг появляется море. Точнее, Мексиканский залив. Едем по его берегу. Нам предстоит обычная «техническая остановка». Обед. Ресторанчик стоит на узкой полосе пляжа между заливом и шоссе. Заходим, рассаживаемся. Персонал, естественно, весь говорит по-русски почти так же, как и по-английски. То есть никак. Тыкая пальцем в меню, вспоминая уроки испанского Марины, кое-как делаем заказ. Марина предлагает: они долго готовят, вы заказали и идите купаться. Минут 40-45 у вас точно есть! Кто бы отказался! Ну вот и море. Наконец. Здесь всё культурно, есть даже душ и где переодеться. Вода мутноватая, но привередничать не будем. Волшебные слова «купаться в море!»

Довольные и сытые едем дальше. Тут ещё одна накладка. По программе у нас на сегодня беглый осмотр города Кампече. Город-крепость. Но мы даже близко не подъезжаем. И так оказываемся в Мериде затемно. После 9 вечера. Заехать в Кампече было абсолютно нереально. Зачем написали в программе? В гостинице свой прикол. Дали ключи, номер на втором этаже. Поднимаемся – нет номера! У нас 230, а максимальный 218. И так у всей группы. Побегав, узнаём, что наши номера в другом корпусе. Предупредить, конечно, никто не удосужился.

Ладно, хрен с ним. Быстро покидав вещи и приняв душ, хватаем штатив, фотоаппарат и бежим в город. Но и тут нам не везёт. Мы давно заметили. Куда бы мы не поехали, обязательно будет дождь. И ливень в засушливой Севилье, и дождь в сентябре месяце в Хургаде. Вот и здесь. Пока ехали, погромыхивало. Вышли из отеля – капало. Только дошли до центра и я расположился со штативом – полило как из ведра. Пришлось сворачиваться и возвращаться. Пришли домой промокшие насквозь. Но дождь был тёплый, поэтому жена не простудилась, а в номере хороший кондиционер, и к утру всё высохло.