Мексика/Куба-2007
Mexico/Cuba-2007
Путевые заметки
02.200703.2007



1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728






1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
04.03.2007 Канкун - Гавана                     

Ну вот и последний день в Мексике. И мы одни, не надо нестись сломя голову на завтрак. Но время всё равно поджимает. Однако просыпаемся сами, до будильника. Не торопясь завтракаем на террасе, отделённой от улицы низким барьером цветочных кустиков. Тепло, спокойно. И вкусно. Вещи с вечера мы не разбирали, поэтому на сборы времени тратить не надо. Мы идём на рынок, спускать на сувениры последние песо. Он недалеко от нашей гостиницы «Маргарита», называется «Рынок №24». Неужели в таком маленьком городе их так много? Воскресение, и совсем рано идти глупо. Всё будет закрыто. Так и оказалось: когда мы пришли уже в начале десятого, магазинчики только стали открываться. Понапокупали всякой всячины, в том числе и – ура! – глиняный колокольчик в виде коровы. Надписи Made in China не обнаружили. Есть надежда, что это действительно мексиканская корова, а не китайская. Последнюю вещь покупали так: посчитали все деньги, выбрали что-то похожее по цене, подошли к продавцу и говорим: мы через час улетаем, вот все деньги. Отдашь? – Отдал.

Мы правильно всё посчитали по времени и возвращаемся в отель вовремя. Успеваем сделать наш традиционный кадр – жена на отельном балкончике. Спускаемся в 11:10, сдаём ключи, а вот и шофер. Двигаемся точно по графику, ровно в 11:15. И ехать оказалось чуть меньше, чем я прикинул. В 11:40 мы уже в аэропорту. У нас более 2 часов до вылета, всё хорошо. Выгружаемся из такси, благодарим и идем в вокзал. Останавливаемся перед монитором и ищем нашу регистрационную стойку. Странно. В 13:50 вылета в Гавану нет. Есть в 14:20, но компания не та – Cubana, а нам нужна Mexicana. Чую что-то неладное. Дожидаюсь следующего цикла – нет, нашего рейса действительно нет. Начинаю смотреть не по времени, а по номеру рейса. Есть! Есть наш рейс MX7574 Только вылет у него.. . в 12:08. Не то что регистрация, посадка давно закончена! Пробиваюсь к стойке регистрации, показываю билет. Служитель, абсолютно спокойный, показывает «иди на стойку продажи билетов». По инерции пытаюсь торопиться, но куда? Самолёт-то уже улетел… Выстаиваем небольшую (минут на 5, но тянутся они!) очередь и показываем билеты. Что делать? В ответ – олимпийское спокойствие. «Да, компания перенесла вылет на 2 часа раньше. Да, вы не виноваты. Что делать? Ну, в 14:20 летит кубинский самолёт, но пока неизвестно, есть ли там свободные места. Подождите до часа, может, и будут. А не будет мест, тогда улетите вечером. У нас ещё рейс в 20:40» Считаем. Прилёт в Гавану будет где-то около 11 вечера в лучшем случае (лететь час плюс час поясной разницы), пока граница, пока то, сё, - короче, будем в гостинице не раньше половины первого ночи, а в 7 утра у нас самолёт лететь дальше! Нет, это не самый хороший вариант. Встаём ждать кубинского рейса. Оказывается, мы не одни такие пострадавшие, но на удивление нас немного. Молодая пара из Бразилии (очень приятные ребята, особенно девочка – хороша необыкновенно!) и двое испаноязычных. Мы так и не поняли, кубинцы они или мексиканцы. Говорили они только по-испански, поэтому не общались. Проще всего было бразильцу. Кроме своего родного португальского уверенно говорил по-английски и по-испански. Стоим, нервничаем. Особенно жена, она такие случаи плохо переносит. Второй раз у нас такая беда. Год назад у нас отменили рейс из Камбоджи в Таиланд, и у нас порвалась цепочка Пересадка в Бангкоке – ночёвка на Пукете – корабль на Пи-Пи. Там, правда, камбоджийцы/тайцы бегали на задних лапках, здесь же полная толерантность.

Жена говорит: «Это прокол принимающей турфирмы. Они ещё вчера знали наш номер рейса, обязаны были проверить вылет. Знали и номер в гостинице, и наш сотик» Она, конечно, полностью права. Но поздно, самолёт улетел… Жена берёт сотик и набирает нашему вчерашнему гиду, развозившему по отелям. Хоть и воскресение, трубку берёт сразу. Жена объясняет проблему, Юля обещает связаться с шефом и перезвонить. Шеф у них литовец, зовут его Айварас. Минут через 10 звонок: «Алло! Добрый деннн. Этто Айййварасс. Я оччен сожжалейю о вашей проблеме. Сейчас к вам должен поддойти наш сотрудник Виктор и онн решит ваш вопрос». Проходит минут 15. Звонок. «Олллга? Добрый денннн, этто Айййварасс. Сскажитте пожжжалуйста, Виктор к вам поддошёл?» - «Нет!» - «Оооо, подддождиттте пожжжалуйста, я ему позвонилл, он сейчас должен поддойти». И всё очень не торопясь и очень вежливо. Смех и грех! Мы на этих переговорах нажгли, как потом выяснилось, больше полутора тысяч рублей. Наконец появляется Виктор. Не говорит не только по-русски, но и по-английски. Бразилец помогает. Получается, что не бескорыстно. Виктор решает, что мы вместе (а мы уже плотно подружились – общие проблемы сплачивают!), и делает билеты нам четверым. Те два мексикано-кубинца тоже как-то устраиваются. Всё, ура, дали посадочные талоны. Летим. И всего на полчаса позже, чем было по старому нашему расписанию. Сдаём багаж, проходим контроль и оказываемся перед выходом к самолёту. Никакого пограничного контроля, печати в паспорте «вылетел из Мексики» мы не получили.

Про полёт рассказывать нечего. Всего час над морем. Самолёт Як-42, но сидения стоят с большим расстоянием между рядами, чем на наших российских линиях. Видим сверкающие молнии на подходе к Канкуну. Похоже, позавчерашняя гроза дошла от Мериды до побережья. Погода портится? Да, бразилец рассказал, что они несколько последних дней пробыли в Канкуне. Записались на погружение. Их привезли на катере в нужное место, сказали, что большое волнение и нырять нельзя, после чего увезли обратно. Денег не вернули.

Ну вот и Куба. Пограничный контроль ещё жестче, чем в Мексике. И намного менее благожелательный. Тот погранец в Мехико, который меня проверял, всё улыбался, говорил, что всё нормально, надо только чуть подождать. Здесь же строгие, насупленные лица. И граница на замке в прямом смысле слова: глухая дверь с электрозамком, открывающимся по кнопке пограничника. Пока стоим в очереди, проверяем телефоны. Здесь, на Кубе, работают оба. Ура! Не надо больше перекладывать симки.

Выходим в зал прилёта и попадаем на ещё один досмотр. Просвечивают вещи. Придрались к продуктовой сумке и заставили выкинуть купленные вчера в Канкуне манго. Знали бы, съели в дороге. Тут же обмен валюты. Курс – один конвертируемый песо (CUC - кук) за доллар (на словах), реально, с учётом какого-то там коэффициента, примерно 90 куков за 100 долларов; евро, фунты и пр. рассчитываются из этого курса. Рубли, не смотря на объявленную нами свободную конвертируемость, не берут. С долларами ещё одна заморочка. Кубинцы не любят США (это государственная установка), и на доллары США введена специальная пошлина 10%, поэтому за $100 на руки дают всего 80 куков. Зачем так сложно, зачем объявлять 1CUC = $1, а потом три раза пересчитывать, совершенно непонятно. По пластиковой карточке тоже вводится повышающий коэффициент, примерно 13%, как раз такой, по которому рассчитывается наличный евро.. Понять всё это невозможно. Но вытекает рекомендация: при поездке на Кубу наличные надо везти в евро, а не в долларах, сэкономите 10%. И второе. Меняйте деньги «в обрез». Курс всюду один и тот же, но только «туда». Обратно, т.е. обменять Куки на евро, нельзя. Только уже за границей в аэропорту. И по абсолютно грабительскому курсу.

Идём к стойке турфирмы. Натыкаемся на наших бразильцев, судорожно пытающихся понять, кому им показывать свои ваучеры – ничего похожего на указанное в них название на стендах нет. Мы же свою находим легко, и просим сотрудников помочь бразильцам – возвращаем должок за их перевод в Канкуне.Нам объясняют, что наш гид ждёт нас в гостинице, туда нас сейчас отвезут, а пока выдают нам ваучеры. Трансфер Аэропорт - Гостиница (никто у нас его так и не взял), трансфер на завтра Гостиница – Аэропорт (то же), трансфер Гавана - Кайо Ларго – Гавана, и два трансфера аэропорт – отель – аэропорт на обратный путь. Всё хорошо, но нам должны дать авиабилеты! Спрашиваем: «А билеты?» - «А мы вам дали» - «А где они?» - «Да вот!» и показывают бумажку, такую же, как на автобус до отеля, на которой от руки написано «Habana – Cayo Largo – Habana». «Это что, билеты?!» - «Да». Ничего не понимаем. Они, видя наше недоумение, говорят: «Вы не волнуйтесь, всё в порядке. Главное – вы в Списках, поэтому даже ваучер не так и нужен». Трясём головой, недоверие остаётся. Но ничего тут не сделаешь, раз так то так.

С рейса до отеля мы не одни, нас собирают и везут на автобусе. Сопровождает гид, Услышав русскую речь, обращается к нам: Русские? Учился в Москве, жена до сих пор там. Расспрашивает, как у нас и вообще. Узнаёт, что перед Кубой были в Мексике. «Откуда прилетели? Из Канкуна? (оживляясь) А там полтора года назад был очень сильный шторм. Всё разрушено? (остывая) Что, починили? А что не смогли, построили новое? А…А ещё где были?» - «Мехико, Пуэбла, Оахака…» (перебивает, оживляясь) «Оахака? Там были волнения! Как сейчас?... Ах, всё тихо? (опять грустно) И всё отремонтировали?» Осадок от разговора остался очень неприятный.

Гостиница наша стоит недалеко от моря, называется Tryp Habana Libre, как читает моя жена, Труп Гаваны либры. Раньше это был шикарный отель Хилтон, потом здесь был штаб Фиделя, а теперь очень запущенный отель с остатками былой роскоши. Гид честно нас ждёт. Ольга, кубинка, очень прилично говорит по-русски. Успокаивает про авиабилеты, действительно, этой бумажки хватит. Берём у неё номер телефона, на случай, если на обратной дороге решим устроить себе экскурсию по Гаване.

Едем в скрипучем, дёргающемся лифте наверх. В дверях номеров магнитные ключи, но наш срабатывает далеко не сразу. Дверь упорно не открывается. Выходят соседи, пытаются помочь – безуспешно. Еду вниз на ресепшн, даю ключ, его пытаются перепрограммировать. Возвращаюсь – нет, не работает. Опять вниз. Только с третьей попытки сработало. Бросаем вещи и в душ. Нам надо поужинать и спать – завтра выезд в 5:30, а уже стемнело. После ужина (далеко не ходили, поели в отеле) решаем всё-таки погулять. Хоть немного. Выходим на улицу и закашливаемся от гнусно грязного воздуха. Гарь, вонь… Не верится, что до открытого моря всего пара сотен метров. И правильно мы в отеле поели. При обходе ничего общепитовского не замечаем. Да, это не Сан Кристобаль с его 10 ресторанами на квадратный метр.. Всё, понервничали сегодня, хватит приключений. Спать!!! В номере на полу бумажка. Телефонограмма. Наша Ольга молодец – узнала, что рейс немного откладывается, и предупредила, что машина будет на пол часа позже. С радостью переводим будильники.